История с чудесным умножением хлебов замечательна не только своей масштабностью. Здесь проявляется огромная разница между внутренним миром учеников Христа и Самим Учителем. Давайте посмотрим внимательнее.

Итак, после множества исцелений, совершенных Иисусом, толпы народа никуда не исчезают — и апостолы понимают: такое огромное число людей — да ещё к тому же уставших и голодных — легко может стать неразрешимой проблемой. Поэтому предложение апостолов — «отпустить народ, чтобы они сами раздобыли себе пищи» — очень разумное. Таким образом, сразу же перекладывается ответственность на плечи самих людей — апостолы готовы «умыть руки» и таким образом оказаться совершенно непричастными чужой проблеме — у самих-то апостолов есть чем перекусить! А то, что все эти люди заранее не подумали о своём пропитании — ну что же, это их проблема, мы-то тут при чем?…

И что в этой ситуации делает Иисус? Он не говорит апостолам: «сейчас Я решу эту проблему чудесным способом!» Он говорит то, что меньше всего хотели бы услышать Его ученики: «Вы дайте им есть!» У них самих-то едва-едва есть, что положить на зубок — и тут — «вы дайте им есть!» Отдавать своё, последнее, в планы апостолов ну совсем не входило! Но — ради послушания Учителю — на что не пойдёшь? Рассадили людей, как и сказал Иисус, и начали раздавать весь свой небольшой запас. Я не сомневаюсь, что в душе апостолы не особо-то были рады такому повороту дел — и внутренне уже смирились с тем, что так и останутся голодными — при этом через их руки раздавалась, раздавалась, и раздавалась еда. Только обеспечив всех пришедших пищей, они теперь могли и сами утолить свой голод — а там, как выяснилось, одних остатков — целых 12 коробов! Вот тебе и дела!…

Сегодняшнее Евангелие даёт нам замечательную мысль, как следует поступать в критической ситуации сложного выбора — предпочесть свою пусть малую, но зато гарантированную выгоду — или же довериться Богу и свободно предпочесть благо другого. Что сберёг — то потерял, что отдал — богаче стал! Не жди от Бога, что Он Сам разрешит все чужие проблемы: быть может, Он только и ждёт нашего шага любви — чтобы открыть Свои неистощимые источники.

протоиерей Павел Великанов.
————
И, выйдя, Иисус увидел множество людей и сжалился над ними, и исцелил больных их.
Когда же настал вечер, приступили к Нему ученики Его и сказали: место здесь пустынное и время уже позднее; отпусти народ, чтобы они пошли в селения и купили себе пищи.
Но Иисус сказал им: не нужно им идти, вы дайте им есть.
Они же говорят Ему: у нас здесь только пять хлебов и две рыбы.
Он сказал: принесите их Мне сюда.
И велел народу возлечь на траву и, взяв пять хлебов и две рыбы, воззрел на небо, благословил и, преломив, дал хлебы ученикам, а ученики народу. И ели все и насытились; и набрали оставшихся кусков двенадцать коробов полных; а евших было около пяти тысяч человек, кроме женщин и детей.
И тотчас понудил Иисус учеников Своих войти в лодку и отправиться прежде Его на другую сторону, пока Он отпустит народ.
—————-

Отрывок начинается с упоминания жалости Иисуса, который видит перед собой большое количество людей, искавших Его и приведших к Нему своих больных родственников. Он проявляет к ним жалость и исцеляет их больных. Учитывая количество людей и необходимость подбодрить и утешить каждого, чтобы исцеление коснулось не только тела, но и души, общение могло занять много времени. Возможно, речь должна идти о какой-то общей проповеди, а не о том, что к Нему подходили по очереди. В любом случае очевидно, что, когда наступил вечер, Спаситель ещё продолжал общаться с людьми. Думаю, каждый из нас бывал в ситуации, когда, делая какое-то важное или интересное дело, ты совершенно забываешь про еду и не следишь за временем. Именно это происходило с людьми, которые не расходились и слушали Христа, хотя больные уже были исцелены. Впрочем, ответственность в данном случае, конечно, во многом лежит на проповеднике, который продолжает говорить, хотя видит, что пришёл вечер и давно наступило время заботиться о еде. Очевидно, что Спаситель не просто так затянул с проповедью. Бог нередко создаёт условия для того, чтобы человек проявил себя.

В свою очередь апостолы, которые прекрасно знали, что у них еды для всех этих людей не хватит, были уверены, что с проповедью пора заканчивать, так как люди устали и хотят есть. Они приходят ко Христу и просят отпустить людей. Интересно, что они не говорят: «пошли людей за едой или почему они не уходят», но употребляют слово, которое буквально можно перевести как «освободи». Ты продолжаешь говорить, а они продолжают слушать, но, если ты закончишь, они смогут пойти и позаботиться о себе. Ну судя по всему, в этой просьбе сострадания столько же, сколько желания поскорее остаться одним и поесть самим. Ведь время еды наступило не только для людей, слушающих проповедь, но и для самих апостолов.

Однако Христос задумал нечто особенное. Если апостолам кажется, что Он не заботится о людях, пусть они проявят свою заботу до конца и накормят всех. Могут ли они сделать это? Не могут. А Он может. И проповедь Он продолжал именно для того, чтобы они проявили инициативу и поняли, что даже самой искренней инициативы и сострадания не хватит. Человек может из самых разных побуждений сострадать тем, кто попал в трудные обстоятельства, но во всей полноте помочь никому не сможет. Проявившие инициативу апостолы осознали своё бессилие. Их понимание ситуации оказалось частичным и поверхностным. Они хотели дать людям свободу, но в то же время понимали, что сил на то, чтобы решить их проблемы, у них нет. В отличие от апостолов, Спаситель внешне действовал так, как будто бы трудности людей занимали Его в последнюю очередь, но в итоге именно Он проявил любовь и милосердие ко всем и всем помог.

Священник Стефан Домусчи

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *