Вопрос — ответ

Спрашивает Ваулин Олег: «Расскажите, пожалуйста, о том, как в РПЦ хоронят священников».

Отвечает из семинарского конспекта по предмету Литургика: настоятель храма в честь Рождества Христова села Грахово Удмуртской Республики иерей Валерий Лысов.

Тело умершего священника омывают три священника (Треб. Петр. Могил.), отирая губкою с водою крестообразно, во образ священнаго крещения: на челе, очах, устах, персях, коленях и руках (Нов. Скриж. гл. 22 §1 (стр. 50); а потом отирают его чистым елеем (Треб. Погр. свящ.). В некоторых местах есть обычай – тотчас по смерти священника ударять на исход души в праздничный звон протяжно.

По крайней мере лица освященные должны омывать священника.

В Нов. Скриж. говорится, что елей из напоенной губки принято обычаем восточной церкви возливать на умершего священника, покрыв сперва тело его полотном (503 стр. §3).

Надев затем на него обычные его одежды кроме рясы, облачают во все священнические одежды. Умершему диакону влагается в руку кадило (Литургик. Петрова стр. 132).

Когда положится тело на уготованном столе, лицо покрывают воздухом; в правую руку влагается крест, – и читается над умершим Евангелие, в промежутки времени служения панихид, до отпевания.

Священные одежды, в которые облачают умершего священника (а также и других священно-церковнослужителей) должны быть новы, а не из бывших в употреблении (Требн. Петр. Могил. о чин. погреб. христиан.), надеваются также и новые сапоги (Нов. Скр. 22 г. §1).

Покров, положенный на лицо священника, не снимается с него и при погребении. Евангелие, которое читается над ним, влагается, при выносе к погребению, в руки его и опускается с ним в могилу (Там же §4,5).

При несении тела священника в церковь и к могиле, обыкновенно несут пред гробом хоругви, крест и Евангелие и бывает заупокойный звон, так как шествие это есть крестный ход. При каждом храме, мимо которого совершается шествие, бывает звон; гроб же пред храмом останавливается и совершается заупокойная лития (См. Пособ. к изуч. прав. Богосл. Николъск. 749 стр. Попеч. прав. церкв. Деболъск. 395 стр.).

Кроме литии, при несении тела умершего священника, поются ирмосы канона Помощник и покровитель (Больш. требн. и Нов. Скр. г. XXII §6). В церкви, при отпевании священников, гробы их поставляются ближе к амвону, чем гробы мирян, и вокруг гроба непременно должны ставиться четыре подсвечника с четырех сторон (Там же).

Тело умершего священника должны нести священники же, если их достаточное число (См. требн. в послед. мертвенном над скончавшимся священником).

Погребение священника начинается в доме также, как и мирян, литиею; но на литии в этом случае отпуста не положено: она соединяется с последованием погребения.

По Благословен Бог наш, поется трисвятое и читаются затем начинательные молитвы.

По возгласе на Отче наш, поются тропари литии Со духи праведных скончавшихся… И бывает заупокойная ектения, после которой священники берут умершего и несут в храм. В храме поются тотчас непорочны на 3 статьи, а за ними тропарь Покой Спасе, как и на погребении мирян. Тропари же непорочны не поются, но после покойного тропаря тотчас читаются стихиры степенны, а потом – Апостолы и Евангелия.

Начальствующий священник читает 1-е Евангелие, затем читает и 1-ю молитву: следующия Евангелия и молитвы читают другие священники по порядку (Пособ. к изуч. Богосл. прав. церкв. Николъск. 749 стр.).

Если погребение совершается после литургии, совершавшейся в присутствии мощей умершего, то, конечно, начало погребению полагается как при погребении мирян.

Псалмы, положенные здесь между Евангелиями, читаются раздельно, по стихам, и после каждого стиха произносится (поется) трижды аллилуиа.

Все чтения на погребении священника, как то: непорочны, степенны, и блаженны читаются, по преимуществу, священником же.

После 4-го Евангелия, читаются «блаженны» с тропарями их.

После 5-го Евангелия, читается 50-й псалом и поется канон 6-го гласа: Волною морскою, по 6-й и 9-й песнях, произносится заупокойная ектения.

По 6-й же песни, после кондака со святыми упокой, читаются (обычно начальствующим священником) 24 икоса; по прочтении каждого из них певцы поют аллилуиа; а по прочтении всех икосов, снова поется со святыми упокой и продолжается канон.

По 9-й песни, после ектении, читается ексапостиларий со стихами, стихиры на хвалитех, великое славословие и Сподоби Господи денъ сей, а потом читаются или поются стихиры на стиховне, по три стихиры на каждый из 8 гласов (24 стихиры).

Далее, по Трисвятом, поются тропари литии, возглашается заупокойная ектения, на которой молитва Боже духов читается вслух (См. требн. Послед. Погреб. мирск. челов.) и по возгласе, поются стихиры целования (из последования погреб. мирск. человек); за целованием же читается разрешительная молитва, влагаемая потом в правую руку покойника, и несут тело его к могиле, отпуста же здесь не бывает.

Так указано в употребляемых ныне требниках; но, обычно, отпуст делается в храме, с возглашением умершему «вечной памяти», а при могиле отпуст также бывает свой – на литии. Во время несения мощей священника к могиле, поется снова канон: Помощник и покровитель, а когда принесут к могиле, то читается трисвятое, поются тропари литии и произносится заупокойная ектения, после которой бывает совершенный отпуст. Елей также возливается, если умерший был елеопомазан и также предается тело земле, как это делается при погребении мирян.

Это отпевание совершается и над архиереями. Оно значительно длительнее чина погребения мирян и отличается от него следующими особенностями:

  1. После 17-ой кафизмы и «тропарей непорочных» читается пять Апостолов и Евангелий. Чтению каждого Апостола предшествует прокимен, а перед ним еще степенны антифоны и псалмы с тропарями, называемыми также седальнами. При пении каждого стиха этих псалмов повторяется: «Аллилуиа.» Перед пятым Апостолом поются «Блаженны» с особыми тропарями. После чтения первых трех Евангелий читаются особые молитвы об упокоении усопшего. Обыкновенно каждое Евангелие читается особым священником.
  2. После всех 5-ти Евангелий читается 50-ый псалом и поется канон с ирмосами Великой субботы: «Волною морскою.» По 6-й песни и заупокойной ектении поется кондак: «Со святыми упокой» и 24 икоса, оканчивающихся пением «Аллилуиа.»
  3. После канона поются стихиры, соответствующие «стихирам на хвалитех» на утрени, затем чтется Великое Славословие: «Слава в вышних Богу» и поются «стихиры на стиховне» на все 8 гласов: «Кая житейская сладость,» но каждого гласа не по одной стихире, как при отпевании мирян, а по три. После этих стихир принято читать и влагать в руку умершего разрешительную молитву.
  4. Кончается отпевание пением обычных прощальных стихир: «Приидите, последнее целование,» но при сопровождении тела усопшего до могилы поется не «Святый Боже,» а ирмосы Великого Канона: «Помощник и покровитель.» Перед гробом несут хоругви, крест, Евангелие и фонарь.
  5. При погребении архиерея тело его обносится вокруг храма, и с каждой из четырех сторон его совершается лития.

В Требнике ничего не говорится о том, как совершать погребение архиереев и священников на Пасху. Чин этот составлен у нас преосвящ. Филаретом, митрополитом Московским. Он представляет собою совмещение пасхального чина погребения мирян с чином погребения священников: начало пасхальное со стихами: «Да воскреснет Бог,» произносится заупокойная ектения, положенная в начале панихиды: «Миром Господу помолимся,» после чего следует пение антифонов и чтение пяти Апостолов и Евангелий; затем поется канон Пасхи с заупокойными ектениями, седальном и кондаком после 3-й и 6-й песней. После пения «Со святыми упокой» поется: «Елицы во Христа крестистеся,» читается Апостол Деяний дню и первое воскресное Евангелие и разрешительная молитва; затем поется «Воскресение Христово видевше» и далее пасхальный канон до конца. По 9-й песни и заупокойной ектении: «Плотию уснув,» воскресные тропари: «Ангельский собор удивися,» стихиры Пасхи: «Пасха священная» и целование усопшего. Затем сугубая заупокойная ектения с молитвою: «Боже духов» и пасхальный отпуст.

При погребении священников и архиереев бывает погребальный перезвон. При выносе тела из дома и при шествии с ним к могиле перезвон такой же, как при выносе Креста — 14 сентября, 1 августа, в Крестопоклонную Неделю и при выносе Плащаницы в Великую субботу. Ударяют по разу в каждый колокол и перебирают таким образом колокола до двух, трех раз, затем одновременно ударяют во все колокола вместе один раз. При чтении Евангелия на отпевании удары в колокол бывают по счету читаемых Евангелий. По внесении тела в храм, а также по прочтении разрешительной молитвы и после погружения гроба с телом в могилу бывает трезвон.

Священников и архиереев, находившихся в момент смерти под запрещением, но не лишенных сана, отпевают по чину священнического погребения. Умершего диакона отпевают по чину отпевания мирских человек.

Последование отпевания священников и архиереев по своему составу значительно отличается от чина погребения мирян.

1) После 17-й кафизмы — «Непорочных» и тропарей по «Непорочных» с припевом «Благословен еси, Господи» читаются Апостол и Евангелие. При чтении первого Евангелия обычно ударяют в колокол один раз, при втором — дважды и т. д.

2) Кроме Апостола и Евангелия, положенных при отпевании мирских людей, читаются еще четыре Апостола и четыре Евангелия и, таким образом, при погребении священника бывает пять чтений из Апостола и пять — из Евангелия. Каждому чтению из Апостола предшествует прокимен, а Евангелию — «Аллилуиа». Кроме того, перед первым чтением Апостола положены тропари и степенны антифоны; перед вторым чтением Апостола — седален и псалом; перед третьим — антифоны, псалом, тропарь и седален: перед четвертым — антифоны, псалом и тропарь; перед пятым — «Блаженны». Таким образом, степенны антифоны 6-го гласа находятся перед первым Апостолом, 2-го гласа — перед третьим и 3-го гласа — перед четвертым. Перед вторым Апостолом читается псалом 22-й: «Господь пасет мя…», перед третьим — псалом 23-й: «Господня земля…», перед четвертым — 83-й псалом: «Коль возлюбленна селения Твоя…» При пении каждого стиха этих псалмов повторяется «Аллилуиа». Перед пятым Апостолом поются «Блаженны» с иными тропарями, нежели те, что поются при отпевании мирских людей. Иногда священник сам читает «Блаженны» с тропарями. За каждым чтением Апостола следует чтение Евангелия. После первого, второго и третьего Евангелий произносятся молитвы о упокоении. После четвертого Евангелия поются тропари на «Блаженны», а после пятого Евангелия читается псалом 50-й: «Помилуй мя, Боже…» При соборном отпевании обычно каждое евангельское чтение совершает особый священник, предваряя его возглашением: «Мир всем». Он же читает положенную затем молитву. Каждый Апостол также читает особый диакон, произнося предварительно прокимен.

3) Канон поется с ирмосами Великой субботы: «Волною морскою…», кроме 3-й песни, в которой вместо: «Тебе на вода́х…» поется: «Несть свят, якоже ты, Господи Боже…», и кроме 6-й песни, на которой вместо: «Ят бысть, но не удержа́н…» поется: «Бездна последняя…» По 6-й песни канона, после кондака, «Со святыми упокой…», читаются 24 икоса, оканчивающиеся пением: «Аллилуиа». Обыкновенно каждый икос читает особый иерей, начиная со старшего. «Аллилуиа» поют все священники.

4) После 9-й песни канона и малой ектении поются стихиры на «Хвалите», ексапостиларий — трижды и великое славословие: «Слава в вышних Богу…», которое оканчивается словами: «Сподоби, Господи…», то есть то славословие, которое читается в седмичные дни, но поют его священнослужители. По окончании славословия поются стихиры стиховны на все восемь гласов: «Кая житейская сладость…», но не по одной стихире каждого гласа, как при отпевании мирян, а по три. Затем обычно читается разрешительная молитва, после чего лист с ее текстом свивается в свиток и влагается в руку умершего. В заключение произносится ектения: «Помилуй нас, Боже…» и стихиры: «Приидите, последнее целование…», и бывает отпу́ст.

5) При сопровождении усопшего из храма до могилы поется не «Святый Боже…», но ирмосы Великого канона: «Помощник и Покровитель…» В погребальной процессии перед гробом почившего архиерея или священника несут хоругви, Крест и Евангелие, и бывает звон.

6) При погребении архиерея гроб с его телом после выноса из церкви обносят вокруг храма и на каждой стороне совершают краткую литию. Тело умершего иерея обычно обносят вокруг того храма, в котором он служил в последнее время жизни.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *